Get Adobe Flash player

Кузнецовское письмо – новая техника православной канонической живописи

(сообщение на основе статьи к.т.н. И.Н. Вольнова «Кузнецовское письмо – новое сакральное пространство»)

Реферат 

Впервые орнаментно-пуантельная техника в иконописи была применена Юрием Эросовичем Кузнецовым (1948-2012 гг.), художником, акварелистом. Она сразу привлекла в себе внимание широкой общественности, включая научные круги. Основываясь на использовании образа-знака и образа-символа, новая иконография выражает идеи в их чистых состояниях, не обремененных значениями чувственного мира, которыми оперирует наше сознание в своей повседневности. Необычная цветопередача кузнецовского письма, имеет бесконечное количество цветовых сочетаний, и может интерпретироваться как способ выражения идей вывернутости, глубоко рассмотренная о. П.Флоренским в его трудах. За счет механизма пуантельного пространственного смешения отраженных от плоскости иконы цветовых лучей у зрителя возникает понимание формирования пространственной образности – сверхсложной, динамической, светоцветовой. В кузнецовском письме на зрительное восприятие подается бесконечное количество информации в виде цветовых сочетаний, «переключая» его в область иррационального. Цветовые сочетания, как информация в контексте иконы, приобретает ценностное измерение и по этой причине могут быть связаны со смыслами. Зритель мерой своего сознания, молитвенным устремлением, мировоззренческим багажом, исторической памятью и накопленным опытом прикладывает к иконе свой глубоко индивидуальный, личностный контекст.

Кваша Лариса Юрьевна